Здесь представлены первые работы наших учеников, а также самостоятельные работы учеников студии “Живописец”
Прежде чем приступать к работе над натюрмортами акварелью, поупражняемся в выборе композиции и проанализируем с этой целью учебный натюрморт с кувшином и с гипсовой маской (рис. 28)
Рис. 28
Ваша задача — научиться находить наиболее выразительную и удачную в художественном отношении постановку, уметь определить самую выгодную точку зрения на предметы.
Рассмотрите натюрморт внимательно. С какой точки зрения его наиболее выгодно было изобразить? Какого формата взять лист бумаги? Как построить композицию — по горизонтали или по вертикали? Иногда, даже искушенному в работе, трудно сделать выбор сразу, без колебаний.
Лучше всего, чтобы избавиться от сомнений, сделать эскизные пробы. Сравнение их между собой помогает утвердиться в решении.
Так, если смотреть на наш натюрморт слева (рис. 29),
Рис 29
постановка лишается собранности, компактности, каждый из предметов воспринимается порознь, темный тон кувшина и темная драпировкаНатюрморт нарушают равновесие в композиции. Очевидно, это не самая выгодная точка зрения и не лучшее композиционное решение.
А если смотреть справа?
Рис. 30
Это уже интереснее (рис. 30). И все же по сравнению с окончательно избранной нами композицией (рис, 28) есть свои недостатки: темное пятно кувшина, попадая на темный же фон, обедняет тональное богатство натюрморта, полутона на кувшине отсутствуют.
Скользящий по гипсу свет скрадывает рисунок орнамента, делает его плоским и невыразительным.
Очевидно, композиция станет более выразительной при большем сопоставлении светлого и темного, при разнообразии сочетаний форм, линий, масштабов.
Так, в выбранном нами композиционном решении боковой свет выгодно «лепит» форму кувшина, определяя его четкий силуэт на фоне светлого гипса. Так же моделируется светом и рельеф маски на гипсовой плите. Нет назойливости уходящих в перспективу линий. Общая тональность получает развитие через промежуточные нюансы от белого в светах до темного в тенях. Таким образом, этюд обладает собран¬ностью, единством и в то же время разнообразием.
Пример выбора точки зрения
Для аналогичных упражнений можно также взять несколько простых предметов, например кувшин, хлеб или простой формы вазу, яблоко, книгу и т. д. Расставьте их так, как по вашему мнению наиболее полно и выгодно смотрится их форма, цвет, выявляются свойства материала. Меняйте расстояния между предметами, сближайте одни, отдаляйте другие, пробуйте поискать различные варианты положения предметов по отношению к источнику освещения (при прямом или боковом свете).
Такие упражнения целесообразно провести в течение двух-трех занятий по часу или полтора часа каждое.
Здесь представлены первые работы наших учеников, а также самостоятельные работы учеников студии “Живописец”