УРОК №5 - Студия рисования «Живописец»
+7 (910) 798-74-81 г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, 1А

УРОК №5

Это явление особенно ясно видно именно на примере индейки, имеющей «пупыристую» фактуру, состоящую как бы из множества маленьких шариков, освещенных с одной стороны холодным светом неба, с другой стороны — теплыми рефлексами, идущими от горячих тонов натюрморта. Наш глаз по мере накопления опыта будет видеть эти переходы. Но в процессе выполнения возможна пестрота не собранных в одно целое, тонко различающихся между собой «камешков мозаики». Поэтому для проверки единства необходима постоянная тренировка умения видеть целое. Причем надо уметь одновременно видеть и натуру и этюд. Наши глаза способны сразу охватить довольно большое пространство, но при этом предметы, не попадая в фокус, теряют несколько четкость, зато приобретают живописную связь между собой и средой, что и является выражением художественной правды реалистической живописи.

Мы рассказали о выполнении натюрморта по частям. Допустим, вы все это выполнили, придерживаясь предыдущих указаний. Но все это вначале будет пестро, будет «прыгать» с холста и «дырявить холст». Где-то будет перетемнено, где-то пересветлено, где-то очень мутно и серо, где-то будет резать глаз «тюбиковая краска». Весь этот «живописный винегрет» надо будет привести в единство. Опытный живописец, благодаря глазу, натренированному на восприятие общего, где-то вызовет цвет, где-то погасит его, и в конце концов приведет все к единству. Но как быть начинающему? Есть ли такой метод, чтобы постепенно шаг за шагом идти к высотам живописи? Можем ли мы рекомендовать такой метод? Да, есть такой метод и мы его рекомендуем на основе собственного опыта. Мы уже говорили о том, что в природе все разнообразно, все связано и все зависит одно от другого. Посмотрим на натюрморт и на то, что мы написали, и давайте займемся следующей проверкой. Начнем с темных мест, близких по густоте звучания цвета.

Всмотритесь в фон заднего плана, теневую часть темных перьев дичи и темную часть печенки и вы почувствуете различие цветового звучания. Если вы точно взяли различие этих темных, то вы уже заложили верный фундамент камертона «темного» в натюрморте. Следующей задачей будет нахождение теневых частей менее темных мест, например, почки, теневых частей оперений глухаря, теневой части мяса, теневой части глиняного сосуда. Смысл проверки заключается в том, что все тени надо сравнивать с тенями, все полутона с полутонами и все света со светами. Причем надо для сравнения выбирать очень близко похожие тона. Надо тренировать свой глаз, отыскивая тонкие различия близких отношений по силе напряженности света и по цветовой окрашенности. Например, жир свинины по цвету отличается от крыла фазана. Разберемся, благодаря чему, благодаря какому скоплению полутонов и светов создается впечатление материала, с одной стороны, жира, с другой — светло-серого крыла птицы. Конечно, эти предметы различаются друг от друга и по форме, но прежде всего это различие соединенных воедино «камешков мозаики» самой живописи, когда светлые части крыла птицы отличаются от светлых мест свинины, полутона отличаются от полутонов и тени от теней. Если мы возьмем для сравнения светлый жир почки, светлую пленку телятины, светлый жир куска говядины, которые очень близки друг к Другу,— задача усложняется чрезвычайно. Если представить себе, что вам предстоит задача набрать эту разницу различными «камешками мозаики», то, несмотря на их почти одинаковость, например, по силе и по цветовому оттенку жира говядины и пленки телятины, вам все равно приходилось бы набирать различными «камешками мозаики» разницу света, тени и полутонов.

Методисты могут меня упрекнуть: «Как можно предлагать начинающему разбираться в таких тонкостях, которые под силу опытному мастеру?»

На это я могу ответить следующее. Я обо всем вышеизложенном рассказал только для того, чтобы приобщить начинающего к пониманию того, что составляет существо живописи. Я имел все время в виду одно и только одно: чтобы начинающий проникся пониманием того, что все в природе разнообразно и соподчинено одно другому, что все зависит друг от друга и не существует отдельно; художнику даны особые глаза, чтобы из недр природы «вытаскивать» эти различия на холст и это различие подчинять единству гармонии. Художник должен «знать, что делать». А это уже много. Сделает ли? Это другой вопрос. Между знанием и воплощением своего знания, своего видения, своего ощущения от зримого мира лежит путь долгих лет труда и опыта. Реалистическое искусство живописи исходит из того положения, что природа совершенна. Она единственный источник художественного произведения. Значит ли это, что природу надо только добросовестно скопировать и получится второе совершенство. Нет, не значит. Надо понять, в чем заключается совершенство природы, когда она переводится на холст языком живописи, через искусство. Существуют ли законы, благодаря знанию и пониманию которых на холсте появится «второе рождение природы» через язык живописи? Существуют, и о них-то по мере наших возможностей и стараемся рассказать. Можно ли научить живописи при наличии у учащегося таланта? Конечно можно, потому что существует метод, который поможет начинающему идти по пути искусства живописи. Также положительно можно сказать и в отношении рисунка. Но что касается искусства композиции, то здесь обстоит дело сложнее. Нет сомнения, что законы композиции существуют. Не может быть, чтобы в природе и в искусстве было что-то, что не подчинялось бы определенным законам. Но эти законы далеко еще не разработаны. Моя точка зрения на изучение законов композиции заключается в том, чтобы на классических примерах искусства, анализируя «логику мышления» художника, стараться понимать общие закономерности композиции.

Я проанализировал натюрморт французского мастера живописи Шардена и натюрморт советского художника Машкова. Но для работы начинающих художников этого недостаточно. Надо вместе с опытным руководителем разобрать несколько натюрмортов русских, советских и зарубежных художников. Следует начать с простых и постепенно переходить к более сложным. Для примера можно взять натюрморты Сурбарана, Кальфа, Снейдерса, К. А. Коровина, П. П. Кончаловского (см. рис. 69, 70, 71, 72, 73, 74) и многие другие.

масляная живопись урок 5

масляная живопись урок 5

масляная живопись урок 5

масляная живопись урок 5

масляная живопись урок 5

масляная живопись урок 5

Это принесет большую пользу начинающим художникам в их практической работе.

Многое я недосказал. Возможно, что кое-что не сумел ясно выразить. Но то, о чем я говорил,— это результат многолетнего опыта. Желаю успеха всем, кто захочет на практике проверить сказанное. Помните только, что успех придет при упорном сознательном труде.

Укрась свою жизнь - рисуй с нами! Запись по телефону: +7 (910) 798-74-81
^ Наверх