УРОК №4 Рисование куба - Студия рисования «Живописец»
+7 (910) 798-74-81 г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, 1А

УРОК №4 Рисование куба

Посмотрите на окружающие нас предметы. Вы видите их потому, что свет из окна или от электрической лампочки делает их форму видимой для нашего глаза. Если наглухо завесить окно или выключить свет, то в темноте можно только на ощупь составить себе представление о той или иной форме. Свет, делая видимыми для нас предметы, по-разному освещает части формы. Та часть предмета, которая расположена ближе всего к источнику света, освещается ярче, чем та, которая находится дальше и под углом. Части же формы, совсем не получающие прямых лучей, находятся в тени. На них может только попасть свет, отраженный от стен или от других предметов. Различно передавая освещенную в разных своих частях поверхность предмета, художник получает возможность точно воссоздать видимую нами реальную форму. Поэтому понять и правильно передать, как распределяется свет по форме куба, какие грани кажутся светлее, какие темнее, в нашем рисунке не менее важно, чем верно построить его конструкцию. Только при соблюдении этого условия художнику удастся передать форму модели такой, какой ее видит наш глаз в натуре.

Подобное сочетание в рисунке решения конструкции, своего рода «скелета» формы предмета, и впоследствии изображение поверхности формы характерно для реалистического метода рисования.

Рисование куба Рис. 4

Рисование куба Рис. 4

Соответственно и в рисунке куба художник должен начинать с анализа и построения его конструкции, чтобы затем перейти к изображению видимых особенностей его внешней формы.

Рисовать куб надо без фона, на четверти листа бумаги, разместив его по аналогии с только что рисованным каркасом. Но здесь, кроме самой постановки, следует обратить внимание и на освещение. Освещается куб с левой стороны так, чтобы часть его граней находилась в свету, часть в тени. Рисунок начинают с определения основания. Прежде всего помечается как бы проволочный каркас куба, для чего рисующему необходимо представить себе куб прозрачным.

Этот прием позволит точнее решить конструкцию. Когда же конструкция будет построена и художник, сверяя ее с кубом, точно определит и выверит размеры граней, углы, отношения отдельных ребер, можно переходить к изображению видимой формы модели.

Свет, освещающий куб, падает на его поверхности. Вся форма и каждая отдельная грань освещены неравномерно. В самой темной и в самой светлой сторонах куба есть в свою очередь места более светлые (более близкие к источнику света) и более темные {удаленные от него). Анализируя освещение куба, художник увидит, что грань светлеет, соединяясь (пересекаясь) с темной стороной, и наоборот. Все это должно быть тщательно передано в рисунке, если рисовальщик хочет изобразить предмет точно таким, каким его видит.

Но, разобравшись в тональных особенностях отдельных граней куба, начинающий художник все же еще не выяснит для себя вопроса, как приступать к рисунку. Если, строя конструкцию куба, он сначала помечал основание, затем строил ребра и находил верхнюю грань, то можно ли и здесь установить подобную последовательность, решив в тоне одну грань, а затем постепенно и все остальные? Представьте, что рисовальщик попытается именно так повести работу. Вырисованная им одна грань будет резко противоречить всему слегка помеченному кубу, смотреться наклейкой, и в результате разрушит то единое пространство, которое передается на листе бумаги, в котором художник строил свой рисунок. Подобное начало противоречит самому характеру восприятия нашим глазом формы куба.

Попробуйте проследить за тем, как вы смотрите на куб и что именно бросается вам в глаза прежде всего — детали формы или весь куб на столе. Оказывается, наш взгляд всегда сначала схватывает и как бы фиксирует общую форму любого предмета и лишь затем переходит к рассматриванию подробностей. И эта особенность человеческого восприятия обусловливает, как вам известно, один из важнейщих принципов рисунка — изображение предмета от общего. Соответственно и в нашем задании, только наметив общую форму куба, общее освещение, можно переходить к проработке деталей. Построив конструкцию куба, нужно затем перейти к определению общего характера освещения всей его формы. Для этого, сравнивая рисунок с моделью, отмечаем в натуре светлую грань и грань, не получающую прямых лучей света. Последнюю сразу же легко заштриховываем. Когда форма куба будет таким путем намечена, начинаем подробнее анализировать светотень и отмечаем на модели самое светлое и самое темное место. Более темные грани заштриВ ходе работы вначале резинкой лучше совсем не пользоваться, стараясь легко водить карандашом и лишь постепенно увеличивать силу тушевки.ховываются.

Строго следуя настоящему методу, все время сравнивая свой рисунок с натурой, каждое уточнение тона граней с общей формой и освещением куба, начинающий художник увидит, что на рисунке станет возникать все более похожее изображение модели. Он наглядно убедится в том, что форма куба строится светотенью, которая позволяет вылепить и уточнить все его грани.

Таким образом, до сих пор процесс работы над рисунком куба складывался из двух частей. Первую составляло построение конструкции куба, его как бы каркаса, вторую — построение светотени, то есть освещения его поверхности. Но коль скоро художник точно передаст все особенности распределения тона по граням куба и вме¬сте с тем выверит правильность рисунка граней, размеры последних — ему предстоит перейти к заключительному этапу. Стараясь передавать как можно точнее особенности освещения каждой грани, он мог упустить и почти обязательно упустит общее освещение формы. В результате куб получился пестрым из-за неравномерного распределения света. Чтобы восстановить теперь то цельное зрительное впечатление, которое он производит на наш глаз, надо снова сравнить свой рисунок с натурой, но на этот раз не вдаваясь в мелочные подробности, а как бы сразу, одним взглядом, стараясь уловить тональное единство в натуре. Соответственно какие-то части куба придется затушевать, если тон на них окажется слишком светел, другие, наоборот,— высветлить резинкой, приводя к единству весь рисунок, то есть вести рисунок от общего к деталям и от деталей к общему.

Примером подобного изображения куба служит рис. 10( изображение в уроке №10), где куб построен правильно и верно решен в тоне.

Следующей после куба моделью должна послужить обыкновенная четырехгранная призма — предмет более сложный по своей форме, поскольку в отличие от куба в нем верхняя и нижняя грани отличаются от боковых. Рисунок призмы ведется по аналогии с рисунком куба. Сначала строится конструкция формы призмы, то есть находится нижнее основание (рисовальщик рассматривает при этом призму как прозрачную), потом восстанавливаются грани и находится верхняя часть призмы. Все это делается путем измерения углов, размеров граней и ребер, постоянного сопоставления рисунка с натурой. Приступая к светотеневому решению формы, сначала следует так же широко, как и на кубе, проложить основные тени, но в дальнейшем, при выяснении распределения света и теней по граням, нужно работать особенно внимательно, так как задача здесь много сложнее. Поэтому важно сразу же точно определить самое светлое и самое темное место на каждой грани призмы и, исходя из этих ориентиров, решать все остальное, строя таким образом единую форму.

Укрась свою жизнь - рисуй с нами! Запись по телефону: +7 (910) 798-74-81
^ Наверх