УРОК №5 - Студия рисования «Живописец»
+7 (910) 798-74-81 г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, 1А

УРОК №5

Наряду с вещами домашнего обихода вы можете использовать для натюрморта овощи, всевозможные фрукты, рыбу, дичь. Каждый новый предмет, с которым вы встретитесь в своей работе, будет заключать для вас новые впечатления и живописные откровения, расширять ваши представления о возможностях акварели. Прозрачность и блеск стекла, переливы в оперении птиц, сочность фруктов, овощей — все это разнообразие форм и их свойств должно вызывать художника на технические поиски и одновременно развивать в нем чувство пластики и цвета.

Натюрморт с чучелом селезня (Рис. 38)

Натюрморт с чучелом селезня (Рис. 38)

Конечно, не всегда возможно сделать отработанный в деталях этюд с предметов, которые от времени теряют свою свежесть, или которые, подобно дичи или рыбе, могут портиться. В таких случаях можно воспользоваться формой так называемого быстрого этюда — наброска, рассчитанного, смотря по обстоятельствам, на ограничен¬ное количество часов. (Подробно о краткосрочном этюде будет сказано позднее.)

Для более же обстоятельного по проработке этюда можно использовать чучела птиц и животных. Правда, натюрморт в этом случае имеет некоторую условность, так как поза чучела имитирует обычно живое движение животного, что, как правило, трудно сочетается с другими предметами, делает постановку сугубо специальной, лишает ее простоты и естественности. Но в учебной работе с этим приходится мириться.

В натюрморте с чучелом селезня {рис. 38) поставлены и гипс, и стеклянная банка, и драпировки.

Как и в предыдущем этюде, наряду с задачей передать материальность предметов (стекла, гипса, оперения птицы) нас должна сразу же заинтересовать живописно-тоновая задача. В постановке есть насыщенные и слабонасыщенные цвета, светлые и темные пятна.

Самое яркое пятно во всем этюде — это холодный блик на банке, самые глубокие по силе темного — черные пятна на голове и в оперении селезня. Остальные цвета должны по своей светосиле найти место между этими крайними — светлым и темным.

Рассмотрим теперь, как лучше вести работу, в какой последовательности начинать прописки.

Порядок будет тот же, что и в предыдущем этюде. Если вести работу в традициях классической акварели, следует начинать с самых слабых тонов, перекрывая их постепенно более и более сильными, интенсивными тонами.

Так, если говорить о красном бархате, то вначале следует проложить как общую подкладку холодный светлый малиновый, который потом будет выражать света на изломах ткани; затем по сухому, не тревожа нижний слой краски, класть оттенки полутонов. При этом учитывайте, что в рефлексах цвет будет наиболее активным, насыщенным, а в тени он имеет различные оттенки.

Таким образом, полезно вести всю работу, перекрывая холодные теплыми тонами.

Мы рекомендовали бы для начинающего предпочесть этот метод письму а-ля прима или во всяком случае чередовать раздельно оба метода в своей практике.

Такая система, если воспитать в себе терпение, обеспечивает большую методичность и подкупающую в работах акварелистов старой школы тональную цельность, чистоту и прозрачность красочных звучаний.

Дело в том, что работа от светлых к глубоким тонам волей-неволей предполагает необходимость определять планы для последующих перекрытий, а это, в свою очередь, неизбежно обязывает более внимательно и строго установить границы этих планов, что вместе приучает к более сознательному анализу и выражению формы. Прием лессировки, когда нужные оттенки цвета могут быть достигнуты путем последовательного наложения одного слоя краски на другой, приучает работать более чистыми красками, не прибегая к механическим смешениям.

Нам представляется, что начинающий более органично может применить технику а-ля прима в краткосрочном этюде-наброске, когда условия обязывают больше полагаться на интуицию и непо-средственное чувство восприятия. Важно отметить и еще одно весьма важное обстоятельство, склоняющее нас рекомендовать начинающему метод классической акварели — перекрытие одного, более светлого тона, другим. Этот метод дает возможность более органично сочетать разные приемы наложения краски: можно писать кистью, наполненной раствором краски до отказа или полусухим мазком (при последующей, завершающей стадии), что в итоге обогащает технические приемы акварелиста, приближает его к более полному использованию возможностей акварельной техники.

Представленный на рис. 38 этюд выполнялся в смешанной технике. Как недостаток в нем можно отметить некоторую жесткова¬тость, графичность в передаче оперения селезня, излишнюю черноту цвета его головы и «глухоту» — непрозрачность цвета драпировки переднего плана. Но, как и предыдущий этюд, он выполнен учеником средней художественной школы, только что начинающим овладевать техникой акварели.

Если судить строго, можно сказать о некоторых недостатках и самой постановки. Она усложнена обилием драпировок: так, например, голубая ткань, повешенная на гипс, могла бы и отсутствовать. Селезень от этого выделялся бы своим силуэтом более четко. Постановка приобрела бы большую простоту, лаконичность, а значит, и большую выразительность. Так ли необходима и коробочка, лежащая на красной ткани? Ведь такое же светлое и желтое пятно уже есть в подставке чучела птицы. Следовательно, эта коробочка ничего не дополняет ни к содержанию, ни в плане чисто живописных требований.

Мы вам советуем не увлекаться обилием предметов в постановках, особенно драпировками. Продумывайте выбор вещей, исходя из смысловой задачи и учебных целей.Так, возвращаясь к постановке с селезнем, скажем, что на месте коробочки могла бы быть поставлена стеклянная баночка с карандашами. Решение пространства по глубине от этого только бы выигрывало, достигалось бы одновременно и разнообразие в решении переднего плана.

В условиях школы такой этюд выполнялся в течение 30 учебных часов.

Укрась свою жизнь - рисуй с нами! Запись по телефону: +7 (910) 798-74-81
^ Наверх